Алфавит
Qbasic включает следующие наборы
символов:
Специальные символы:
Символ
|
Назначение |
Арифметические действия |
( ) |
Скобки;
действия в скобках выполняются в первую очередь. |
^ |
Возведение в степень; 53 записывается как
5^3. |
* |
Умножение |
/ |
Деление |
\
или
MOD |
Целочисленное деление ( 9 \ 2=4). |
DIV |
Остаток
от деления (9 DIV 2 = 1) |
+ |
Сложение |
- |
Вычитание |
Операции сравнения |
= |
Равно |
> |
Больше |
< |
Меньше |
>= |
Больше
или равно |
<= |
Меньше
или равно |
<> |
Не
равно |
Логические операции |
NOT |
Логическая операция НЕ |
AND |
Логическая операция И |
OR |
Логическая операция ИЛИ |
Другие символы |
“” |
Текстовая константа |
‘ |
Начало
комментария к программе |
$ |
Текстовый тип данных |
% |
Целый
тип данных |
, : ; |
Разделители (в разных случаях используют разные знаки
для разделения однотипных элементов строки). |
. |
Отделяет целую часть числа от десятичной дроби. |
Компьютерная программа
всегда так или иначе использует и обрабатывает данные.
Данные можно ввести в программу в виде
констант, переменных или массивов.
Кроме того каждый вид величин разделяется на типы данных(
числовые, строковые, логические и т.д.).
Константа - величина, которую
компьютер не может изменить в ходе выполнения программы. В
Qbasic константы чаще всего задаются в
явном виде, то есть числовые константы записываются как числа,
строковые - как текст, заключенный в кавычки и т.д. (можно также
задавать константы с помощью имен, в этом случае значения
констант задаются в разделе описаний в начале программы).
Переменная - величина,
значение которой может меняться в ходе выполнения программы.
Переменные задаются с помощью имен. Переменную в
программировании можно понимать как ячейку памяти для временного
хранения информации.
Массив- совокупность однотипных данных,
имеющих общее имя. Массивы позволяют организовать циклы
обработки данных в которых параметр цикла указывает на индекс
элемента массива. Их классифицируют по типу данных (числовые,
строковые, логические) и по размерности (одномерные, двухмерные,
трехмерные и т.д.). Каждый элемент массива представляет собой
переменную величину. Для указания на элемент массива в программе
записывается имя массива и рядом в скобках набор индексов (для
одномерных-1 индекс; для двухмерных -2 (строка, столбец) и
т.д.), например A(17) - 17й по счету
элемент одномерного массива А. Значение, хранящееся в нем, не
связано с его номером.
Числовые функции
Функция
QBASIC
|
Примечания |
Математика |
ABS ( X
) |
|
модуль |
SIN (
Х
) |
Х – в
радианах |
sin x |
COS (
Х ) |
Х – в
радианах |
cos
x |
TAN ( Х
) |
|
tg
x |
LOG (
Х ) |
Для Х
> 0 |
ln
x |
EXP ( Х
) |
|
ex |
SQR (
Х ) |
Для Х>=0 |
Квадратный корень из Х |
INT ( Х
) |
Округление до ближайшего меньшего целого |
- |
FIX ( Х
) |
Отбрасывание дробной части |
- |
RND ( Х
) |
Генератор случайного числа |
- |
Х -
аргумент числовой функции. Аргументом числовой функции может
быть числовая константа, числовая переменная или выражение.
Строковые функции и функции
преобразования типов
Функция
QBASIC
|
Примечания |
МID$ (
Х$,N,K )
|
Возвращает из Х$ фрагмент, начиная с
N-го символа длиной в K
символов. |
LEFT$ ( Х$,N
)
|
Возвращает из Х$ фрагмент, левее N-го
символа. |
RIGHT$ ( Х$,N
) |
Возвращает из Х$ фрагмент, правее N-го
символа. |
ASC ( Х$
)
|
Возвращает код первого символа Х$ |
CHR$ ( Х
) |
Возвращает знак, соответствующий коду Х, Х должен быть в
пределах от 0 до 255. |
LEN ( X$
)
|
Возвращает длину Х$ ( в количестве знаков ). |
INKEY$
|
Считывает содержимое буфера клавиатуры. |
Здесь Х$ -
любая текстовая константа, переменная или выражение;
N, K,
X – числовые константы, переменные или
выражения.
Операторы описания и объявления
DIM
список - служит для описания
переменных и массивов. Обязательно только описание массивов.
DECLARE SUB
имя (формальные
параметры)
- объявляет процедуру.
Операторы ввода данных.
INPUT “приглашение”;
список переменных - служит для ввода данных с
клавиатуры, например:
INPUT”Введите массу и
ускорение”; m,a
Когда в
программе встречается такой оператор, компьютер
приостанавливает выполнение программы, выдает на экран текст
приглашения и ждет ввода данных. Данные вводятся с клавиатуры
пользователем программы. Их количество и тип должны
соответствовать списку переменных! Совместно с оператором
INPUT удобно использовать операторы
COLOR LOCATE.
Первый регулирует цвет текста, а второй местоположение текста на
экране. Например, чтобы вводить данные из центра экрана, а
приглашение печаталось красным цветом, можно применить следующий
фрагмент программы:
COLOR 4
LOCATE 14, 35
INPUT “Введите массу и ускорение “;
m,a
DATA
список данных
READ
список переменных
Служат для автоматического ввода данных из программы. Оператор
DATA должен предшествовать оператору
(или операторам) READ. Чтение данных
производится последовательно.
Оператор
присваивания
Имя переменной
=
выражение
Присваивает переменной, имя которой находится
слева от знака = (знак присваивания) значение выражения
находящегося справа. Старое значение переменной при этом
теряется. Например:
A = A + 1
Берется значение переменной А, к нему добавляется единица,
полученное значение записывается обратно в переменную А
Операторы вывода
данных.
PRINT
список вывода - служит для вывода
текстовых и числовых данных на экран. Список для вывода
может включать в себя константы, переменные и выражения.
Константы выводятся без изменений, вместо переменных и выражений
печатаются их текущие значения. Совместно с
PRINT удобно использовать операторы
LOCATE COLOR. Например:
COLOR 2
LOCATE 15, 35
PRINT “Сила =”;
F; “H”
В результате выполнения программы в центре экрана зелёным цветом
будет выведено:
Сила = 129.81 H
BEEP
- выводит звуковой сигнал.
SOUND
частота, длительность - выводит звуковой сигнал
заданной длительности и частоты.
PLAY”символьное
выражение” - позволяет
создавать музыкальные фрагменты (см. справку Qbasic).
SCREEN
номер- включает графический режим. Допустимые номера
режимов 1,2,8,9,12. Наилучшее качество изображения (640*480
пикселей, 16 цветов) обеспечивает 12 режим.
CLS
- очищает экран.
LINE
(x1,
y1)-(x2,
y2),
цвет - рисует линию от точки Х1,У1 до Х2,У2 указанным
цветом.
LINE (x1,
y1)-(x2,
y2),
цвет, b
- рисует рамку с углами в точках Х1,У1 и Х2,У2 указанным
цветом.
LINE (x1,
y1)-(x2,
y2),
цвет, bf
- рисует закрашенный прямоугольник.
PSET (x,
y),
цвет - устанавливает точку.
CIRCLE (x,
y),
радиус, цвет
- рисует окружность с центром в точке Х,У указанного цвета и
радиуса.
PAINT (x,y),
c1,
c2 - выполняет заливку
начиная с точки Х,У цветом С1. Заливка ограничивается линией
цвета С2.
DRAW”символьное
выражение” – позволяет
создавать сложные рисунки (см. справку
Qbasic).
Операторы
переходов
GOTO
Метка - передает управление на строку с указанной
меткой.
GOSUB
Метка - передает управление в подпрограмму,
начинающуюся с указанной метки.
RETURN
- возвращает управление после окончания подпрограммы, в основную
программу.
EXIT
- передает управление на строку, следующую за концом
текущей структуры.
CALL
Имя (фактические
параметры) - передает
управление процедуре с указанным именем и фактическими
параметрами.
Оператор
конца программы
END
- завершает выполнение программы.
IF условие
THEN
Оператор - если условие – истина, то
выполняется оператор после ключевого слова
THEN. Затем управление передаётся на следующую строку
программы. Если условие – ложь, то управление сразу передается
на следующую строку программы.
IF
условие THEN
Группа операторов
END IF
- если условие – истина, то выполняется группа операторов
между THEN и END
IF. Затем управление передаётся на следующую за
END IF строку программы. Если
условие – ложь, то управление сразу передается на следующую за
END IF строку программы.
IF
условие THEN
оператор_1
ELSE оператор_2
- если условие – истина, то выполняется оператор1, иначе
выполняется оператор2 . Затем управление передаётся на
следующую строку программы.
IF
условие THEN
Группа операторов 1
ELSE
Группа операторов 2
END IF
- если условие – истина, то выполняется блок операторов 1,
иначе выполняется блок операторов 2 . Затем управление
передаётся на следующую за END IF
строку программы.
SELECT CASE
выражение для сравнения
CASE
условие 1
Группа операторов 1
CASE
условие 2
Группа операторов 2
………….
ELSE CASE
Группа операторов N
END SELECT
- если условие 1 - истина, то выполняется блок операторов 1 и
осуществляется переход на строку программы, следующую за
END SELECT; если условие 2 - истина,
то выполняется блок операторов 2 и осуществляется переход на
строку программы, следующую за END SELECT
и т. д., если все условия – ложь, то выполняется блок
операторов N и осуществляется
переход на строку программы, следующую за
END SELECT.
DO
WHILE условие
DO
WHILE
условие
Группа операторов
Группа операторов
Группа операторов
LOOP
LOOP
WHILE условие
WEND
- выполняет группу операторов, пока условие – истина
(такие циклы называются циклами "ПОКА").
DO UNTIL
условие
DO
Группа операторов
Группа операторов
LOOP LOOP
UNTIL условие
- выполняет группу операторов до выполнения
условия (такие циклы называются циклами "ДО").
FOR
Параметр = Начальное
значение TO
Конечное значение
STEP шаг
Группа операторов
NEXT
Параметр
- выполняет группу операторов фиксированное число раз.
Количество повторений зависит от начального значения и конечного
значения параметра, а также шага. Переменная – параметр
изменяется от начального значения, увеличиваясь (или
уменьшаясь, если шаг отрицательный) каждый раз на
величину шага. Цикл завершает работу, когда значение параметра
достигает (или превышает) конечное значение.
SUB
Имя (формальные параметры)
Группа операторов
END SUB
- содержит группу операторов – процедуру; обращение к
процедуре выполняется оператором САLL.
К одной и той же процедуре можно обращаться многократно, задавая
при этом различные фактические параметры.
В
начало темы |